Задания Турнира 2008

«—...Язык владеет человеком... — Эхо вздохнуло.
— Человек владеет языком! — с гордостью за человека сказал Петропавел.
Эхо хмыкнуло.
— На твоем месте я не делало бы таких заявлений: право на них имеют очень немногие. Большинство же просто исполняет волю языка, подчинено его диктатуре — и бездумно пользуется тем, что подбрасывает язык».

Е. В. Клюев

Бывают великие слова, столь пустые, что в них можно заключать целые народы.

С. Е. Лец

Задание 1
Комментируем Всеобщую декларацию прав человека

В этом задании нужно с позиции терминомики отличить корректные высказывания, комментирующие Всеобщую декларацию прав человека (далее — Декларация), от некорректных: неверных, бессмысленных, неряшливых, дезориентирующих, которые под видом защиты прав провоцируют и оправдывают их насильственную перекройку.

1. Права человека или просто права?

1. Обсуждаемый документ точнее, грамотнее было бы назвать «Всеобщая декларация прав», поскольку других прав, кроме прав человека, не бывает.
2. Не только люди, но и животные обладают правами, так как мы не вправе делать с животными всё, что захотим.
3. Если ты не всё вправе делать с какой-то вещью, то это еще не значит, что вещь обладает правами.
4. Правами есть смысл наделять только людей, поскольку только с ними мы договариваемся.
5. Если мы наделяем правами только людей, то тогда выражение «права человека» — излишество, плеоназм.
6. «Права человека» — не плеоназм, потому что кроме прав человека вообще, есть права отдельных групп людей: женщин, детей, пенсионеров и пр.
7. Разговор о правах человека и правах женщин внушает мысль, что женщина не человек.
8. Если носителем прав может быть только человек, то говорить о правах человека столь же нелепо как о глазах зрения, о ногах хождения.

2. Если есть Декларация прав человека, нужна ли Декларация о правах юридических лиц?

1. Носителем прав закон считает не только людей, но и юридические лица, и это создает ложное ощущение существования каких-то нечеловеческих прав.
2. Права юридических лиц радуют людей, управляющих этими юридическими лицами.
3. Права не имеют отношения к радости.
4. Права — это всегда ценные, то есть радующие возможности.
5. Права юридических лиц — это всего лишь особым образом организованные права людей.
6. Юридические лица враждебны людям: чем больше юридических лиц, тем меньше прав остается людям.
7. Юридические лица служат людям: они действуют — договариваются, исполняют договоры, платят налоги, облегчая жизнь людей.
8. Физическими лицами современные юристы называют людей, когда люди выступают от своего имени, а не под маской искусственных лиц.
9. Называть людей физическими лицами вряд ли обоснованнее, чем, скажем, биологическими лицами.
10. Права юридических лиц — не всегда права людей.
11. Других прав, кроме прав людей не бывает.
12. Кроме прав человека существуют права юридических лиц. Эти права юридические лица обычно отстаивают в специальном, арбитражном суде.
13. Права юридических лиц отстаивают всегда люди.
14. Права юридических лиц принципиально иные, нежели права людей, поэтому споры между юридическими лицами разрешают в арбитражном суде, а споры с участием людей — в суде общей юрисдикции.
15. Только юридические лица обладают юридическими правами.
16. У юридических лиц — юридические права, а у физических лиц — права человека.
17. У юридических лиц — юридические права, а у физических лиц — физические права.
18. «Юридическое право» — плеоназм, тавтология, а неюридические права — оксюморон.
19. Всеобщая декларация прав человека относится только к людям, а не к юридическим лицам.
20. Нельзя противопоставлять людей юридическим лицам, ведь за последними всегда стоят люди, предпочитающие брать права и обязанности не на себя лично, а на подконтрольные им юридические лица.
21. Экономический потенциал страны зависит не только от народонаселения этой страны. Он напрямую зависит от количества созданных в ней юридических лиц.

3. Нужен ли такой документ, как Декларация о правах коллективов?

1. Кроме прав людей есть еще права коллективов, поэтому нужна дополнительная декларация о правах коллективов.
2. Человек чем дальше, тем больше коллективизируется. Индивидуальные права устаревают и уступают место правам коллективов.
3. Права коллектива — всегда права людей, образующих коллектив.
4. Когда права людей, образующих коллектив, неясны, то права коллектива превращаются в права руководителей этого коллектива.
5. Права коллектива более значимы, чем индивидуальные права.
6. Индивидуальные права — плеоназм, поскольку других прав кроме прав индивидов не бывает.
7. Права коллектива нередко оказываются правами тех, кто выступает от имени коллектива.

4. Права, свободы, справедливость.

1. Не всякие права — справедливы.
2. Несправедливо, если у одного прав больше, чем у другого.
3. Справедливые права — тавтология, а несправедливые права — оксюморон.
4. Декларация не определяет, что в ней понимается под свободами, а что — под правами, и отличаются ли свободы от прав.
5. Декларация не дает критериев справедливости.
6. Права, свободы, справедливость — разные слова об одном, но Декларация ничего не утверждает о соотношении этих слов.

5. В преамбуле Декларации утверждается, что «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира».

1. Человеческая семья — это, конечно, метафора.
2. Человеческая семья не метафора, а достижимое будущее, в котором благодаря Декларации восторжествуют братские отношения.
3. Мечты о человеческой семье провоцируют социализм.
4. Права бывают отчуждаемые и неотчуждаемые, неотъемлемые.
5. Декларация признает основой свободы только неотъемлемые права. Но свобода невозможна и без отчуждаемых прав.
6. Признание только неотъемлемых прав чревато обобществлением имущества.
7. Последовательное выравнивание прав чревато членовредительством.
8. Не может быть мира там, где всем реально выравнивают права.
9. Равенство всех во всем — это в духе Прокруста.
10. Нужно различать равенство во всем и равенство в правах. Равенство во всем — кошмар, а равноправие — дорога в цивилизацию.
11. Права — это всегда ценные возможности, поэтому состояние, при котором ценные возможности у всех равны, ничем не лучше равенство во всем.
12. Права — не возможности. Можно иметь права, но не иметь возможностей.
13. Права, которые не дают возможностей, не права.
14. Можно так исказить понятие права, что равенство в таких искаженных правах будет достижимо.
15. Часто право понимают как разрешение, которым не всякий захочет или сможет воспользоваться. Например, право вступать в брак, или право носить бороду, или право на владение имуществом.
16. Если под правами понимать лишь государственные разрешения, а не все ценные возможности, нуждающиеся в защите, то в таких правах-разрешениях легко достигнуть равенства.
17. Права не бывают без обязанностей.
18. Из того, что права не бывают без обязанностей, следует: чем больше у тебя прав, тем больше у тебя обязанностей.
19. Твоим правам противостоят чужие обязанности, а твоим обязанностям — чужие права.
20. Только обязательственные права не существуют без обязанностей. Права собственности, например, — это права без обязанностей.
21. Выражение «права собственности» хоть и общепринятое, привычное — плеоназм типа «фигура треугольника». Собственность — всегда права, треугольник — всегда фигура.

6. В преамбуле Декларации утверждается, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами.

1. Нужно достигнуть дружбы между народами, тогда и люди подружатся.
2. Одной лишь дружбы мало, нужно декларировать содействие любви между народами.
3. Дружба между народами — это не более чем дружба между людьми, образующими народы.
4. Сводить все социальные феномены к людям, значит пренебрегать системностью, присущей общественным явлениям. В дружбе народов содержится нечто большее, чем в дружбе людей, составляющих народы.
5. Если друг — это человек, способный доставлять тебе исключительно приятное, то таких людей не бывает.
6. Друг, дружба — недостаточно ясные понятия, чтобы включать их в основополагающие документы без разъяснения.
7. Дружба — фундаментальное понятие, не нуждающееся в разъяснении.

7. Статья 1 Декларации: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».

1. Свобода, игнорирующая равные права всех людей, вырождается в произвол.
2. Нет свободы там, где люди при рождении не равны в правах.
3. Равенство прав всех людей невозможно.
4. Равенства прав и достоинств возможно, но лишь при рождении.
5. О достоинстве новорожденных говорить, по меньшей мере, преждевременно.
6. Люди по настоящему равны лишь при рождении. Нужно стремиться к сохранению этого равенства на протяжении всей жизни.
7. Если свобода — это равенство прав всех людей, то такой свободы не бывает.
8. Свобода означает самоопределение каждого человека.
9. Свободы не будет, если позволить преступникам самоопределяться, как им нравится.
10. «Свобода» — одно из самых неясных слов в политической лексике.
11. О свободе любят говорить политики: такие разговоры нравятся массам и не отягощают говорящего никакими обязательствами из-за неясности предмета.
12. Свобода определяет уровень индивидуальной инициативы и эффективности общества.
13. Там где всех озаботили эффективностью общества, инициативу могут проявлять лишь государственные начальники.
14. Только индивиды могут проявлять инициативу, поэтому индивидуальная инициатива — плеоназм.
15. Недопустимо объяснять общественную жизнь лишь индивидуальными поступками.
16. Общество — это всего лишь общающиеся индивиды.
17. Сводить общество к индивидам, значит игнорировать коллективные действия.
18. Коллективные действия — это не более чем действия индивидов в коллективе.
19. Провозглашение равноправия делает, по крайней мере, излишним провозглашение равенства прав при рождении.
20. Равноправие при рождении — это конкретизация равноправия вообще. Конкретизация не может быть излишней.
21. Нужно подчеркнуть равноправие не только при рождении, но и в прочие важные моменты жизни: при поступлении в учебное заведение, при заключении брака, при разводе, при приеме на работу и увольнении и даже в смерти.
22. Перечисление частностей, которое можно продолжать бесконечно, вместо обобщения, говорит о недоработке документа.
23. Братство — недостаточно ясное понятие, чтобы включать его в законы без разъяснения. Каин, например, по-братски убил Авеля.
24. Требование братства можно трактовать и как требование социализма.
25. Если братство — это альтруизм, то есть первостепенное служение другим, а лишь затем забота о себе, то можно лишь увлечь многих идеей братства, но не достигнуть такого братства в реальности.
26. Людей, поверивших в господство альтруизма, могут эксплуатировать люди, свободные от этой веры.
27. Людям, свободным от веры во всеобщий альтруизм, может быть выгодным поддерживать эту веру в остальных.
28. Декларация поддерживает веру во всеобщий альтруизм.
29. Любовь, а не только братские чувства должны испытывать люди друг к другу, чтобы уважать права друг друга.
30. Для соблюдения прав не обязательно любить их обладателей.
31. Любовь, а не соперничество порождает права.
32. Соперничество в отличие от любви лишь разрушает права, а не творит их.
33. Права — результат компромисса соперников, а не их любви друг к другу.

8. Статья 3 Декларации: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность»

1. Каждый имеет право не просто на жизнь, а на счастливую жизнь.
2. Преступно всем, без изъятий, обещать жизнь, свободу и неприкосновенность.
3. Убийца может потерять право на собственную жизнь.
4. Жизнь каждого человека священна. Ничем нельзя оправдать убийство человека.
5. Убийство убийцы может быть геройством, а не преступлением.
6. Законы писаны не для воров и убийц, а для законопослушных людей.
7. Законы, по которым нельзя отличить правого от виноватого, несправедливые законы.
8. По гуманным законам все равны в достоинстве и правах, и нет виноватых.
9. Гуманные законы должны нести лишь добро и никому не грозить злом.
10. Законы, которые никому никогда не предусматривают наказания, преступные законы.
11. Законы, предусматривающие наказание, — это мстительные законы уходящей эпохи, предшествующей современному гуманизму.
12. Безнаказанность преступлений на руку преступникам.
13. Законодатель должен в законах тянуться к более гуманному состоянию общества, где не будет почвы для преступлений.
14. Почва для преступлений будет всегда, пока существуют люди.
15. Несправедливы законы, по которым преступники неприкосновенны.
16. Борьба за неприкосновенность каждого человека всегда справедлива.
17. Излишне говорить «каждый человек», достаточно сказать «каждый».
18. Нельзя ограничиться словом «каждый», так как некоторые поймут, что речь идет не только о людях, но и, скажем, о дельфинах и слонах.
19. Если говорить так, чтобы предупредить любое непонимание, то разговора не получится.
20. Все не проговоришь, важно избежать лишь опасной недоговоренности.

9. Статья 4 Декларации: «Никто не вправе содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах»

1. Мало запретить плохое — рабство, надо провозгласить хорошее: счастье для всех.
2. Только там, где запрещено рабство или подневольное состояние, есть подлинная свобода.
3. Нет свободы там, где свободны преступники.
4. Исключать неволю для опасного преступника — преступно.
5. Рабство всегда бесчеловечно, а потому недопустимо.
6. Многие преступники предпочли бы рабство смерти.
7. Чтобы полностью искоренить рабство, его нужно оставить для рабовладельцев и работорговцев.
8. Некоторых воля страшит больше неволи.
9. Если неволю расхвалить и назвать подлинной свободой, то за нее может проголосовать большинство.
10. Заставить должника трудиться в пользу кредитора — иногда единственный способ что-либо получить с него.
11. Запрет на принуждение должника к труду уменьшает права его кредитора.
12. Запрет рабства ограничивает свободу желающих продать себя в рабство.
13. Декларация преступно категорично запрещает неволю и принудительный труд.
14. Неволя преступников — один из способов борьбы с преступлениями.
15. Принудительный труд для преступников — иногда единственный способ возместить ущерб, нанесённый ими жертвам.

10. Статья 5 Декларации: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или уничижающим его достоинство обращению и наказанию».

1. Мало запретить пытки, жестокость и унижение достоинства, надо запретить зло вообще.
2. Истинный гуманизм заключается в том, чтобы всем нести добро и никому не творить зла.
3. Все люди наделены разумом и совестью, а потому достойны счастья.
4. Декларация наделяет всех людей разумом и совестью, как будто преступников не существует.
5. Смертную казнь трудно назвать человечным наказанием.
6. Многие, если не большинство, считают отмену смертной казни несправедливой.
7. Зло, причиненное злодею, может быть справедливым.
8. Зло в ответ на зло всегда несправедливо, поскольку удваивает зло.
9. Все люди, включая преступников, равны в своем достоинстве.
10. Уравнивать правых и виноватых в достоинстве недостойно.
11. Преступник — жертва обстоятельств, а потому достойный человек, обладающий разумом и совестью.
12. Сажать преступника в тюрьму, значит уничижать его достоинство по сравнению с теми, кто остается на воле.
13. Кто мягок к жестоким людям, тот жесток к их жертвам.
14. Уравнять достоинства можно и всеобщей неволей.

11. Статья 6 Декларации: «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности».

1. Человек всегда где-нибудь да находится, поэтому ему нельзя без права на признание его правосубъектности.
2. Право на признание правосубъектности человека следует усилить правом на признание права правосубъектности.
3. Право правосубъектности — тавтология.
4. Тавтологии повторением усиливают наши права. Право на правосубъектность — это больше, чем просто право и больше, чем правосубъектность.
5. Каждому лучше иметь какое-либо конкретное право, чем иметь право на признание этого конкретного права.
6. Каждому лучше быть носителем конкретного права, чем иметь право на признание своей правосубъектности.
7. Суду, занятому признанием твоей правосубъектности, придется повременить с защитой твоих конкретных прав.
8. Мало признать право на признание правосубъектности каждого человека, необходимо признать такое право за каждым юридическим лицом.
9. Люди осуществляют свои права как прямо, так и через создание искусственных, например, юридических лиц, наделяя эти лица отчуждаемыми правами — имуществом.
10. Права юридических лиц — всегда права людей, а не нечто сверхчеловеческое.
11. Декларация могла бы смело объявить всех людей субъектами права. Такое объявление ничего не стоит, так как не обещает никаких конкретных прав.
12. Декларация очень осторожно объявила лишь право на признание правосубъектности.

12. Статья 7 Декларации: «Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей данную Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации».

1. Декларация уже провозгласила равноправие, поэтому провозглашать еще равенство перед законом, по меньшей мере, излишне.
2. Провозглашать равенство всех людей никогда не излишне.
3. Равенство — это всегда справедливость.
4. Не всякое равенство справедливо.
5. Справедливо лишь равенство пред законом и право каждого на равную защиту закона.
6. Равенство перед законом — метонимия, которая допускает и такое буквальное понимание: все равны, все правы, нет виноватых.
7. Одного лишь равенства перед законом недостаточно. Ведь это может быть равенство в малом или плохом. Необходимо провозгласить равенство в большом и хорошем: в высоком достоинстве, в обширных правах и в неограниченной свободе.
8. Закон, запрещающий различать, дискриминировать людей по делам, бесполезен для осуждения и наказания преступников.
9. Закон, перед которым все равны, — не закон, помогающий различать правых и виноватых, а хуже, чем пустое место.
10. Закон, который обеспечивает правому и виноватому равную защиту, — несправедливый закон.
11. Несправедливых законов не бывает. Все что по закону — справедливо.
12. Защита для одного, всегда трудность для его соперника. Закон не исключение. Он не только защищает, но и мешает.
13. Защита, создающая трудности для другого, — устаревшая формула. Братство людей позволяет создавать законы, равно защищающие всех.
14. Справедлив только такой закон, перед которым все равны, который защищает всех без различия.
15. Закон не сможет защищать правых, если он не карает виноватых.
16. Поиск виноватых и их наказание вместо решения фундаментальных проблем — это устранение симптомов, а не причин социальной болезни.
17. Карающие законы — варварские законы. Гуманные законы защищают всех без всякой дискриминации.
18. Закон, который отказывается различать (дискриминировать) преступников, закон, который без всякого различия защищает всех, — преступный закон.
19. Преступники — жертвы социального неравенства. Устрани неравенство и не будет почвы для преступности.
20. Преступники как жертвы социального неравенства должны иметь преимущественное право на защиту закона, иначе мы получим лишь формальное, а не реальное равенство перед законом.
21. Преступников необходимо выявлять и наказывать.
22. Преступность — социальный феномен, а преступники не виновники, а жертвы социальных обстоятельств.
23. Последовательное проведение равенства перед законом ведет к безнаказанности преступников.
24. Не может быть равного права на защиту закона у преступника и жертвы, у правого и виноватого, у должника, пренебрегающего своими обязанностями, и его кредитора.
25. Справедлив закон, который оценивает лишь поступки, невзирая на действующие лица.
26. Закон, оценивающий лишь поступки, независимо от того, кто их совершил, может быть несправедливым законом. К мужчинам и женщинам, взрослым и детям, здоровым и больным не всегда применимы единые мерки.

13. Статья 8 Декларации: «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах: в случаях нарушения его основных прав».

1. Право на восстановление в правах в случаях нарушения прав — это гораздо больше, чем просто право.
2. Просто право не дает права на восстановление в правах, и ты остаешься с нарушенным правом, а его нарушитель остается безнаказанным.
3. Гуманный закон не должен предусматривать наказания, он должен всем и в равной мере нести только защиту.
4. Нужно расширить право на восстановлении в правах и на случай нарушения права на восстановлении в правах.
5. Право на восстановление должно быть распространено не только на нарушенные права, но и на нарушенные свободы.
6. Нужно раз и навсегда запретить нарушение всех прав и свобод, тогда не будет их нарушений, не будет нужды в их восстановлении.
7. Декларация не только формально провозглашает права человека, она обеспечивает их осуществление восстановлением.
8. Можно иметь право на восстановление в правах, но не иметь прав, право на восстановление которых ты имеешь.

14. Статья 15 Декларации: «Каждый человек имеет право на гражданство».

1. Только у граждан есть гражданские права.
2. Гражданские права и права граждан — одно и то же.
3. Без права на гражданство у тебя нет гражданских прав.
4. Право на гражданство и гражданские права — не одно и то же.
5. Гражданские права бывают не только у граждан.
6. Не все люди являются гражданами.
7. Любой человек — гражданин.
8. Любой гражданин — человек.
9. Вместо того чтобы говорить человек и гражданин, достаточно сказать гражданин.
10. Не только люди могут быть гражданами.
11. Право на гражданство могут иметь не только люди, но и юридические лица.
12. Юридические лица законодательство наделяет гражданскими правами, но не правом гражданства.
13. Если хочешь быть гражданином, то проси гражданства, а не права на него.
14. Право на гражданство — одно из тех замечательных прав, которым можно наделять всех. При этом не обязательно всех наделять гражданством.
15. Гражданство слишком неясное право, чтобы без расшифровки включать его в основополагающий документ, на роль которого претендует Декларация.

15. Статья 17 Декларации: «Каждый человек имеет право владеть имуществом».

1. Права людей не зависят от их имущества.
2. Права людей всё ещё зависят от их имущества, и это несправедливо.
3. Моё имущество — это мои права, но имущество — не все мои права.
4. Имущество — не права, потому что имущество отчуждаемо, а права неотъемлемы.
5. Имущество — не права. Если включить имущество в состав прав, то окажется, что люди не равноправны.
6. Только право на владение имуществом, а не само имущество относится к правам.
7. Миллиардер и нищий равноправны, потому что оба они вправе владеть миллиардами, но только один из них осуществил свое право.
8. Можно провозглашать всеобщее равноправие, например, если считать правом только крайне редкие, но в принципе осуществимые возможности: быть Президентом или миллиардером.
9. Моя жизнь — моё неотъемлемое, а лучше сказать неотчуждаемое право, а моё имущество — отчуждаемое право.
10. Жизнь можно отнять, а потому она отчуждаема.
11. Жизни можно лишить, но чужую жизнь ни купишь, ни выпросишь, ни отберёшь. Чужой жизнью нельзя воспользоваться, и в этом смысле она неотчуждаема.

16. Статья 19 Декларации: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их».

1. «Право на свободу» — это неоднократно встречающийся в Декларации плеоназм.
2. В данном случае «право на свободу» — не плеоназм, потому что люди могут выбрать право на несвободу убеждений.
3. «Право на несвободу» — оксюморон.
4. Хочешь свободы — проси свободы, а не права на свободу, иначе тебе могут дать право на свободу, но не свободу.
5. Излишне провозглашать свободу убеждений, так как убеждения, если они не проявлены делом: словом, жестом, изображением — недоступны для проверки.
6. Провозглашать свободу, пусть даже внутреннюю, никогда нелишне.
7. Внутренняя свобода предмет психологии, а не права.
8. Со свободой выражения убеждений трудно согласиться. Вдруг тебя не хотят слушать, а ты настаиваешь на своей свободе выражаться.
9. Необходимо уважать убеждения каждого.
10. Необходимо уважать неуважительное отношение к некоторым убеждениям.
11. Каждый имеет право донести свои убеждения до каждого.
12. Право одних быть услышанными означает обязанность других слушать.
13. С какой стати нужно выслушивать то, что считаешь бредом?
14. Выражение убеждений должно быть запрещено там, где оно выливается в преступное подстрекательство.
15. Выражение убеждений — всего лишь слова, которые не могут быть преступлениями.
16. Настойчивое выражение своего убеждения в необходимости поделиться может быть грабежом, особенно, если оно подкреплено размахиванием пистолетом.
17. Сторонники правых политических взглядов считают марксистские призывы к экспроприации преступным подстрекательством.
18. Коммунисты хоть и провозглашают отмирание государства и права, на деле всегда усиливают государство, экспроприируя права в пользу государства.
19. Право на свободное выражение убеждений дает больше, чем право на выражение убеждений. Ведь это не только право выражать свои убеждения, это право свободно их выражать.
20. Право на свободное выражение убеждений дает больше, чем свобода выражения убеждений. Ведь это не только свобода выражать свои убеждения, это право свободно их выражать.

17. Часть 1 статьи 21 Декларации: «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей».

1. Надо смелее декларировать право каждого на управление страной вместо половинчатого права принимать участие в управлении страной.
2. Кто пытается управлять страной, тот ведет ее к тоталитаризму.
3. Тоталитаризм невозможен, когда у каждого есть право управлять страной.
4. Тоталитарное государство, управляющее страной, любит провозглашать право каждого на управление страной.
5. Право каждого на управление страной не означает, что все вправе управлять страной.
6. Когда страна объект управления, то появляются руководители страны, в пользу которых отнимаются права у остальных жителей страны.
7. Если страной не управлять, то она обречена на нищету и дикость.
8. Когда страна — объект управления, ею реально управляют немногие.
9. Оркестр не может без дирижера, а страна — без руководителей.
10. Наличие руководителей страны и право каждого на управление страной — несовместимые вещи.
11. Только при свободных выборах руководителей страны реализуется право каждого на управление страной.
12. Право каждого на управление страной, в том числе через участие в выборах руководителей страны, — демагогия, с помощью которой реальные правители утешают бесправные массы.
13. Управление страной не право, а почетная обязанность каждого.
14. Почетная обязанность — оксюморон.
15. Только тогда, когда страна — единый хозяйственный комплекс, каждый управляет страной.
16. Чтобы правами обладал каждый, нужна приватность, а не единство.

18. Часть 3 статьи 21 Декларации: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования».

1. На выборах можно узнать лишь количество ответов на поставленные избирателям вопросы.
2. Большинство не всегда право, поэтому нельзя доверять большинству ответы на важные вопросы.
3. Чрезмерная ориентация на мнение большинства снижает качество политических деклараций и данной Декларации в частности.
4. Народ не ошибается, ошибаются лишь отдельные люди.
5. Народ образуют отдельные люди.
6. Народ — это больше чем люди.
7. Народ — это люди его образующие, и не более того.
8. Указание на непонятную волю народа скорее разрушает, чем защищает право.

19. Статья 22 Декларации: «Каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях».

1. Право на осуществление прав — это больше, чем просто право, так как задает механизм реализации прав.
2. Если у тебя нет права на осуществление конкретных прав, то ты не вправе пожаловаться, если твое конкретное право не осуществляется.
3. Любое конкретное право необходимо подкрепить правом на его осуществление.
4. Право само по себе ничто, если ты не вправе его осуществить.
5. Право, которое нельзя осуществлять — оксюморон.
6. Каждый должен иметь право не только на осуществление прав, но и на осуществление свобод.
7. Право на осуществление прав нужно усилить правом на свободу осуществления прав.
8. Права без конкретизации — формальность, поэтому провозглашение экономических, социальных и культурных прав делает провозглашенные права реальными.
9. Одни лишь политические и гражданские права без экономических, социальных и культурных — куцые права.
10. Деление прав на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные не имеет ясного основания, а потому не защищает права, а способствует их перераспределению в пользу демагогов и насильников.
11. Наделение экономическими, социальными, культурными и прочими правами приводит лишь к урезанию других прав чаще всего в виде обязанности платить налоги.
12. Право на социальное обеспечение оплачивается социальными налогами.
13. Право на социальное обеспечение дает закон, поэтому это право предоставляется бесплатно.
14. Закон не дает права, он их защищает или отнимает.
15. Налогоплательщик обычно не вправе отказаться от уплаты социальных налогов, если его не устраивает государственное социальное обеспечение.
16. Обязанность платить налоги не урезает права, она урезает лишь деньги.
17. Нельзя противопоставлять деньги правам, так как деньги — это тоже права.
18. Не все права деньги, но все деньги права.
19. Чем больше денег, тем больше прав при прочих равных условиях.

20. Часть 1 статьи 23 Декларации: «Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы».

1. Возможность трудиться неисчерпаема, она не относится к дефицитным возможностям, а потому не может быть правом.
2. Дефицитными бывают лишь ресурсы, а не возможности.
3. Права не имеют отношения ни к ресурсам, ни к возможностям.
4. Можно иметь много ценных средств, но не иметь прав. И наоборот.
5. Нельзя противопоставлять права средствам. Права — это всегда ценные ресурсы, средства, силы, возможности.
6. Каждый имеет право не просто на труд, а на привлекательный труд: радостный, необременительный и обеспечивающий средства для счастливой жизни.
7. Право на привлекательный труд означает чью-то обязанность такой труд обеспечить.
8. Когда право на привлекательный труд обеспечивает государство, то оно никого не обременяет.
9. Государственные «подарки» оплачиваются налогами и прочими обязанностями.
10. Если всех, кто требует от государства работы, заставлять трудиться, то безработицы не будет.
11. Всякий принудительный труд несправедлив и должен быть запрещен.
12. Если неимущих преступников не заставлять трудиться, то содержать их придётся за счёт добропорядочных граждан.

21. Часть 2 статьи 23 Декларации: «Каждый человек без какой-либо дискриминации имеет право на равную оплату за равный труд».

1. Равная оплата за равный труд справедлива лишь в том случае, если о такой оплате договорились работник с работодателем.
2. Требование равной оплаты за равный труд вопреки договору не согласуется с евангельской притчей о работниках последнего часа.
3. Ограничение свободы договора, в том числе трудового договора, дорога к бесправию.
4. Свобода хороша, но не в ущерб равенству, а, следовательно, справедливости.
5. Это левая традиция: считать равенство справедливостью. Равенство — далеко не всегда справедливо, а справедливо — не всегда поровну.

22. Статья 24 Декларации: «Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск».

1. Лишь невольник просит отдыха, вольный отдыхает, когда посчитает нужным.
2. Время работы и досуга — предмет договора между работодателем и работником.
3. Установление времени работы и досуга законом ограничивает свободу трудового договора.
4. Установление времени работы и досуга законом защищает права и свободы трудящихся.
5. Закон не может защищать и ограничивать свободу одновременно.

23. Часть 1 статьи 25 Декларации: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень,: который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи».

1. Право на необходимый жизненный уровень — основа свободного развития каждого.
2. Право на необходимый жизненный уровень означает чью-то обязанность этот уровень обеспечивать.
3. Право на обеспечение необходимого жизненного уровня предполагает участие государства в производстве или, по крайней мере, в распределении всего необходимого.
4. Только государство может обеспечить необходимый жизненный уровень для всех.

24. Часть 1 статьи 26 Декларации: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, а высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого».

1. Каждый человек имеет право не просто на образование, а на образование, соответствующее современному уровню развития производства и культуры.
2. Право на образование для одних непременно предполагает обязанность других это образование предоставить.
3. Обязанности предоставить право на образование берет на себя государство, поэтому право на образование бесплатно, оно ничего не стоит гражданам.
4. Бесплатное образование означает, что оплачиваться оно будет за счет налогов.
5. Если собирать налоги не с населения, а с юридических лиц, то население не пострадает от налогов.
6. Бесплатные государственные раздачи оплачиваются налогами и прочими обязанностями населения.
7. Бесплатное государственное образование часто сопровождается низкой оплатой государственных учителей.
8. Бесплатное образование для всех предполагает государственное участие в образовании.
9. Государство, участвующее в образовании, преследует свои интересы, которые могут не совпадать с интересами учащихся.
10. Государство — это мы, поэтому все, что в интересах государства, и в наших интересах.
11. Государство разрастается до масштабов страны только при социализме, где почти все являются государственными работниками.
12. Интересы социалистического государства озвучивают его руководители и их идеологи.
13. В несоциалистической стране государство — одна из организаций. Обычно это очень большая и всегда — самая вооруженная организация. Но государственные работники — лишь часть работающего населения.
14. Равноправие предполагает равное образование, включая высшее, для всех, независимо от способностей, поэтому в данной статье Декларация не дотягивает до провозглашаемых ею идеалов.

25. Часть 1 статьи 29 Декларации: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности».

1. Обязанности перед обществом означают обязанности перед другими людьми и не более того.
2. Обязанности перед обществом не сводятся к обязанностям перед людьми. Ведь общество — это нечто большее, чем образующие его люди
3. Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества.
4. Из предыдущей фразы, принадлежащей Ленину, можно сделать вывод, что свобода возможна лишь на необитаемом острове.
5. Декларация, напротив, утверждает, что только в обществе возможно свободное развитие личности.

26. Часть 2 статьи 29 Декларации: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».

1. Никому не позволено злоупотреблять своими правами.
2. Никто не может быть ограничен в своих правах, даже если эти права кому-то мешают.
3. Права, которые нельзя, запрещено осуществлять, — оксюморон.
4. Права — это возможности, и если кому-то запрещено осуществлять эти возможности, значит это не его права, это права тех, кому их разрешено осуществлять.
5. Демократия означает народовластие. Если судить по названию стран, то самые демократические общества — это народные демократические республики.
6. Демократия в понимании сторонников левых политических взглядов — это нечто противное праву.
7. Справедливые требования морали — тавтология, так как несправедливых требований морали не бывает.
8. Нельзя права противопоставлять справедливости, морали. Моральные, справедливые дела, поступки не могут быть неправыми.
9. Требование общего благосостояния слишком неясное, чтобы на его основе ограничивать чьи-то права.

27. Комментируем Декларацию в целом.

1. Декларация приписывает всем людям качества, которых у них может не быть: разум, совесть, достоинство.
2. Декларация, влияя на законодательство, способствует развитию разума, совести, достоинства.
3. Декларация не способствует развитию разума, совести и достоинства, так как она безграмотна и нечестна.
4. Декларация возлагает на нас невыполнимые обязанности, например, признавать за всеми равные достоинства и права.
5. Обязанности, невыполнимые сегодня, станут выполнимыми завтра, когда все законы будут соответствовать требованиям Декларации.
6. Декларация выглядит как требование к фантастическому существу по имени «Общество» обеспечить всем много хорошего и желательно даром.
7. Общество — не фантастика, а реальность, обладающая сознанием. Причем общественное сознание не сводится к сознанию людей, образующих общество.
8. Декларация пользуется неясными словами: права, свободы, справедливость, равенство, братство, не уточняя, а еще больше путая их смысл.
9. Что такое права, свободы, справедливость, равенство, братство ясно всем. Эти слова и не нуждаются в разъяснении.
10. Что для сторонников левых политических взглядов свобода, то для правых — тюрьма.
11. Декларация применяет тавтологии: право на свободу, права и свободы, право на правосубъектность, право на осуществление прав.
12. Хороших слов много не бывает, даже если они повторяются.
13. Тавтологии повторами разъясняют текст.
14. Для разъяснения хороши лишь откровенные повторы, замаскированные повторы в виде тавтологий не вносят ясность, а затуманивают дело.
15. Слова, участвующие в тавтологиях, теряют смысл.
16. Тавтологии недопустимы, если необходимо понимание.
17. Тавтологии хороши, когда понимания не нужно.
18. Тавтологии провоцируют конструирование оксюморонов — тропов, вводящих в заблуждение.
19. Декларация — довольно произвольное манипулирование плохо определенными понятиями: права, свободы, равенство, справедливость.
20. Многое в Декларации не служит защите прав, а, скорее, мешает.
21. Декларации, пожалуй, самое яркое свидетельство безграмотности или нечестности интеллектуалов в вопросах права.
22. Декларация поддерживает негодную традицию, делающую невозможным осмысленный разговор о правах, свободе, справедливости.
23. Под правами и свободами Декларации достаточно понимать всё хорошее, и тогда провозглашение прав и свобод для всех сделает жизнь всех лучше.
24. Хорошее для одного может быть плохим для другого. Хорошо или плохо — негодный критерий для различения правых и левых дел.
25. Что хорошо для сторонника левых политических идей, то может быть плохо для сторонника правых политических идей. И наоборот.
26. В Декларации права становятся предметом государственных раздач, а не результатом конкуренции людей за дефицитные возможности.
27. Конкуренция в рамках права позволяет решать конфликты договорами, а не насилием, устрашением или обманом.
28. Права создаются государством, а не конкуренцией.
29. Права создаются конкурирующими людьми, а государство может лишь включить созданные правила в законы.
30. Законы нередко нарушают, а не защищают права. Такие законы несправедливы.
31. Государство — самая вооруженная организация в стране. Она может бороться с несправедливостью, преступлениями, а может сама быть источником несправедливости, преступником.
32. Декларация щедро раздает бесполезные возможности, которые поэтому и правами не являются, хотя и называются правами. Ведь бесполезные права — это оксюморон.
33. Декларация обещает и ценные возможности, скрывая, что за эти права придется платить такими большими обязанностями, что и прав не захочешь.
34. Декларация плод левых политических взглядов.
35. Левизна Декларации не крайняя, не социалистическая, а умеренная, которую часто называют социальной.
36. Декларация, сосредотачиваясь на правах человека, игнорирует права юридических лиц, без которых современная экономика немыслима.
37. Права юридических лиц не могут не быть правами человека.
38. Приобретение прав радует приобретателя, поэтому, чем больше Декларация дает прав, тем больше она всем приносит радости.
39. Некоторые «права», которыми «одаряет» Декларации не являются правами, поскольку не имеют ценности для «одаряемого». Таково, например, право на осуществление прав.
40. Право на осуществление прав — тавтология, вызывающая ложное ощущение того, что бывают права, которые нельзя осуществлять.
41. Многие права, которые дает Декларация, сопровождаются изъятием у человека других прав, которые могут оказаться для него более ценными.
42. Можно сказать, что Декларация призвана защищать права, если её применять по отношению к социалистическому государству.
43. Основополагающий документ о правах должен начаться с определения прав. Декларация этого не делает.
44. Что такое права — общеизвестно. Это написано в любом учебнике.
45. Основополагающий документ о правах должен начать с различения правого, справедливого поведения от левого, преступного. Декларация этого не делает.
46. Когда одно и то же дело считается правым, а через некоторое время в течение жизни человека преступлением, заслуживающим смерти, и наоборот, то стабильные критерии правоты и преступности становятся вопросом жизни и смерти.
47. Декларация — свидетельство того, что теории права либо не существует, либо этой теорией по какой-то причине не воспользовались составители Декларации.
48. Если правами назвать бесполезные возможности, то такое равноправие легко обеспечить.
49. Равноправие можно обеспечить не только раздачей бесполезного, но и огромными обязанностями «одаряемых».
50. Выражение «право на права» или подобные ему выражения, используемые в Декларации, создает иллюзию права при отсутствии конкретных прав.
51. Когда под правами понимают лишь права на конкретные права, а не сами конкретные права, тогда легко поверить в равноправие. Ведь у всех есть права на конкретные права, которые только и считаются правами, а конкретные права, которые есть не у всех, правами не считаются.
52. В Декларации не выражено отношение к ряду важных вопросов: к торговле, деньгам, налогам, национализации — поэтому Декларация может допускать даже социалистическую трактовку.
53. В Декларации трудно найти правые политические взгляды.
54. В Декларации ничего не говорится о природе прав, о причинах их возникновения.

Задание 2
Классифицируем высказывания

Приводим высказывания о правах и о Декларации, принадлежащие представителям разных политических взглядов. Необходимо определить, кто высказывается: сторонник левых, правых или смешанных взглядов.

1. Права отчуждают, разъединяют людей. Они отомрут вместе с государством.
2. Права — это возможности для одних, но всегда ограничения для других, а нашим идеалом является уничтожение всяких границ между людьми.
3. Людям, не озабоченным правами, людям, которым не мешают разделяющие их границы, принадлежит весь мир.
4. Люди — братья, отчужденные заботой о правах. Стоит убрать отчуждающие людей границы, и мир превратится в одну дружную семью.
5. Люди — соперники. Они ненасытны и эгоистичны. Но в борьбе за ценные возможности часто бывает, что лучше договориться, признать права друг друга, чем прибегать к насилию, уничтожая друг друга.
6. Права — результат согласования. Без прав, без разграничения ценных возможностей люди, конкурируя за них, уничтожат друг друга.
7. Представления о правах, как причине соперничества — опасная фантазия. Права не порождают конкуренцию, а наоборот, смягчают её.
8. Декларация — свидетельство бессовестной халтуры в понимании прав. Привести в порядок представление о правах, об их важности в нашей жизни — самая главная задача обществоведов.
9. Права — не главное, права лишь один из инструментов для решения действительно главной задачи, стоящей перед общественными науками: как достичь максимального блага для всех?
10. Максимального блага для всех удастся достичь лишь тогда, когда люди прекратят ссоры о правах, ссоры о том, где кончается моё и начинается чужое.
11. Не все права разъединяют людей. Декларация предлагает права, которые побуждают поступать в отношении друг к другу в духе братства.
12. Оптимальное сочетание самых разных прав составляет суть Декларации, и обеспечивают общественный порядок и общее благополучие в демократическом обществе.
13. Права создают не конкуренты, готовые уничтожить друг друга, а цивилизованные государства для достижения общего блага.
14. Подлинная свобода предполагает отказ от института прав, а в Декларации о таком отказе пусть даже в отдаленном будущем ни слова.
15. Декларация требует от людей поступков в духе братства, и это ее главное достоинство, которое приведет к освобождению от споров из-за прав.
16. Представления об одной человеческой семье и о всеобщем братстве разрушительны для свободы.
17. Только освобождение от пут прав сделает людей по-настоящему свободными.
18. Декларация, оставляя право на владение имуществом, допускает имущественное неравенство и в этом ее недостаток.
19. Настоящее братство возможно лишь при общности имущества.
20. Пока существует отдельные семьи, а не одна человеческая семья, братства не достигнуть.
21. Право каждого на владение имуществом в сочетании с социальными правами обеспечат благополучие всем.
22. Никакие социальные права не обеспечат благополучие всем, если не отменить права каждого на владение имуществом.
23. Никого нельзя озадачивать благополучием всех. Пусть каждый заботится о своем благополучии и не нарушает при этом прав других людей.
24. Отмена прав или их социализация на деле ведет к перераспределению прав в пользу тех, кто возглавляет их отмену или социализацию.
25. Свобода — это права, а права — это свобода.
26. Свобода — это безграничность, которой мешают права.
27. Одни лишь традиционные права без социальных, экономических и культурных прав не обеспечивают подлинной свободы.
28. Принятие Декларации — это удручающая победа левых взглядов.
29. «Права и свободы» Декларации — это реально попрание прав, это реально уменьшение свобод.
30. Декларация, расхваливая права, мешает разглядеть их разобщающий, асоциальный характер.
31. «Бесплатные» права, раздаваемые государством, либо бесполезны, либо очень дороги, если посчитать сопутствующие им обязанности.
32. Хочешь учиться, ищи учителя и договаривайся об оплате. Только такое образование справедливо.
33. Знания слишком важны, чтобы в их распространении полагаться лишь на частную инициативу и рыночные механизмы.
34. Знания, как и все прочие блага цивилизации, — достояние всего человечества и их распределение по законам рынка уже абсолютно неприемлемо.
35. Защита каждого от безработицы, провозглашенная Декларацией, достижима лишь при отмене прав, которые сеют рознь между людьми.
36. Наделение каждого социальными и экономическими правам в дополнение к гражданским и политическим правам решит проблему безработицы.
37. Безработица — проблема безработного и тех, кому он дорог, а не публичная проблема, которую нужно обсуждать всем миром.
38. Государству следует заставлять работать тех, кто жалуется на безработицу и требует от государства не столько работы, сколько денег. Ведь такое поведение можно расценить как преступное вымогательство.
39. Страна — одна фабрика, одна семья, а люди братья, выбросившие на свалку истории причину склок — индивидуальные права.
40. Права каждого — святы, и только этот принцип должен объединять страну.
41. Мы за отказ от индивидуальных прав в пользу монолитного единства народа.
42. Мы солидарны лишь в одном: в поддержании справедливости, в защите прав каждого.
43. Страна — единый хозяйственный комплекс, который нельзя разорвать в угоду индивидуальным правам.
44. Частное допустимо лишь в той мере, в которой оно служит общему.
45. Единственное общее дело — справедливость.
46. Справедливо лишь отсутствие частного.
47. Декларация написана для рабов, которым обещано хорошее содержание, включая кормежку, лечение и учение, и которым внушается, что они хозяева жизни.
48. «Нет!» — свободе слова, если эти слова — подстрекательство к преступлениям, к нарушению прав.
49. Призывы к всеобщей национализации — это призывы к преступлениям в особо крупном масштабе.
50. Декларация не призывает к национализации, но она, тем не менее, преступна в своей левизне.
51. Государство, которое занимается чем-то еще, кроме борьбы с преступниками, само становится преступником.
52. Делай, что хочешь, если вправе.
53. Долой тесные рамки права в нашем общем деле!
54. Не всё тебе позволено, даже если ты вправе.
55. Если не осмеять Декларацию, то левые всего мира нас затопчут.

Задание 3
Эссе

Напишите эссе (не более 2000 знаков с пробелами) на тему Всеобщей декларации прав человека.









Вступление > Идея | Аксиомы терминомики
Об авторах > Об авторах | Рассказывает Евгений | Рассказывает Надежда
Тексты > Наши работы | Работы коллег и учеников
Турнир > Турнир | Прошедшие Турниры
Проекты > Чуродейство | Олимпиады
Общение > Ссылки | Контакты

© Евгений и Надежда Репины, 2002—2010