© Репина Н.А., 1997

Какую экономику преподавать в общеобразовательной школе?

"Возлюби ближнего своего" – это значит прежде всего: "Оставь своего ближнего в покое!" – И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями".

Фридрих Ницше

Дети верят взрослым. Особенно – маленькие, и особенно – учителям.

Можно верить в реальность чего угодно. Например, аиста, приносящего детей, или капусты, в которой их находят. Но представление о детоносных аистах или детородной капусте повлечет за собой особый тип сексуального поведения. Следуя таким представлениям, собственных детей вы не заимеете. Впрочем, инстинкт выручит.

С деньгами сложнее. Большинство людей, которые их хотят, но не имеют, в поиске денег следуют своим ложным представлениям и предрассудкам. Впрочем, некоторых и здесь выручает здравый смысл. Предприниматели1 преуспевают, подражая друг другу и воспринимая реальность независимо от своего экономического образования. Ведь экономические тексты, включая учебники, ничуть не рассеивают туман невежества вокруг денег.

Экономическая наука молода, что отчасти оправдывает ее грехи. Если считать от Адама (Смита), ей всего-то двести лет. Видимо, поэтому, несмотря на великолепные тексты самого А.Смита, других ученых уровня Ф.А.фон Хайека, М.Фридмана, Р.Коуза, современная экономическая теория, особенно, изложенная в учебниках, имеет изъяны, недопустимые для науки.

Неясность экономической науки

Три основных момента определяют эту неясность:

Рассмотрим их по-порядку.

Термины. Важнейшие термины понимаются учеными одинаково. Математик будет работать с точкой как с точкой независимо от ее контуров на чертеже. Между тем в экономике такие важнейшие категории как "капитал", "рынок", "деньги" имеют не одно определение и понимаются в зависимости от контекста. Многозначным является и само слово "экономика" [Экономическая школа. Научно-популярный журнал. Вып. 2. С-Петербург. 1992. С.299-301]. Оно означает и науку, и производство, и хозяйство, и отношения между людьми, а кроме того, часто используется в переносном смысле. Попробуйте угадать, о чем говорят: "Экономика больна"?

Метафоры. Последнее выражение безусловно метафорично. Между тем, некоторые учителя понимают это с трудом. Один историк всерьез сказал, что "больная экономика" – это буквальный смысл. Правда, ставить ей укол или делать операцию – решить затруднился. Но дело не в метафорах, а в их неадекватном понимании. Употребление в буквальном смысле выражений типа "интересы общества", "потребности государства", "цели экономики", "народное хозяйство" профанирует науку.

Буквальное представление национального хозяйства в образе Хозяйства предполагает поиск Оптимального Народнохозяйственного Плана (Программы) и наличие Хозяина или Хозяев, которые будут развивать Общественное Хозяйство по этому Плану, вести Общество к намеченным (кем?) Целям. Это первый шаг к тоталитаризму.

Не такой уж большой грех обманывать других людей, особенно, если они сами этого хотят2.

"Первый и наихудший из всех подвохов – обмануть самого себя. Потом уже легко впасть в любой грех." (Дж. Бейли)

Предмет. Трудно сказать, что здесь первично: неопределенность предмета порождает профанацию и размытость терминов, либо наоборот. В любом случае, определение экономики как общественной науки, "которая описывает и анализирует выбор общества при ограниченных ресурсах для удовлетворения потребностей" [Прикладная экономика: Учеб.пособие для учащихся ст.классов: Пер. с англ./Junior Achievement – М.: Просвещение, 1992. С.10], метафорично. У общества, как говорил русский философ Н. Бердяев, нет чувствилища, следовательно, оно не может страдать и радоваться, стремиться и выбирать. Метафоричное определение науки ненаучно. Но дело даже не в этом. Замена в приведенном определении "общества" на "людей" проблемы не решает. Более того, именно в таком определении предмета ("люди выбирают при ограниченных ресурсах...") можно достаточно ясно увидеть, что экономика – это не одна, а две совершенно разные науки, которые и называться должны по-разному.

Экономика – это две науки

Первая – это наука о том, как человек пользутся доступными ему ресурсами. Именно к этой науке подходит название "экономика", то есть наука об эффективном хозяйствовании, о выборе. Однако, представление об Обществе, которое выбирает в рамках Народного Хозяйства, попросту обман (или самообман). Между тем, "иллюзия, будто макроэкономика жизнеспособна и полезна, укоренилась в общественном мнении (и подкрепляется активным использованием математики, что всегда впечатляет политиков, не имеющих никакого математического образования, и от чего поистине отдает колдовством, – установка, не редкая среди профессиональных экономистов)."[ Ф.А.фон Хайек. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. – Пер. с англ. – М.: Изд-во "Новости" при участии изд-ва "Catallaxy", 1992. С. 172].

Вторая наука действительно изучает общество, но не как "хозяйствующего субъекта", а как множество общающихся людей – соседей по собственности. Выбирая чужие ресурсы, люди вынуждены изменять границы собственности. И способов изменить эту границу, чтобы заполучить чужое, всего три: отобрать, попросить и обменять. Науку о правилах изменения границ собственности можно было бы назвать ТЕРМИНОМИКОЙ (terminus – граница, предел, межа; nomos – правило, закон).

Удивительным является не наше предложение отделить экономику от терминомики (науки о собственности). Удивительно, что до нас никто не предложил этого явно, хотя идея носится в воздухе (см. таблицу).

Экономика – это две разные науки

Основания для разделения наук наука об эффективном выборе – "домоводство" наука о собственности – "терминомика"
ПРЕДМЕТ хозяйство, его ресурсы; затраты и результаты собственность, имущественные взаимодействия между хозяйствами
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ эффективное хозяйствование: управление с целью получения наилучшего для хозяина (хозяев) результата; оптимальное распределение своих ограниченных ресурсов процедуры разграничения дефицитных имущественных прав между людьми и влияние этих процедур на благополучие людей
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ что делать или производить?
кто это будет делать/производить?
как делать/производить?
для кого предназначен результат деятельности?
Вопрос "чье?" уже решен вне этой науки.
чье?
Другими словами – кому решать вопросы
что? кто? как? для кого?
МЕСТО СРЕДИ ДРУГИХ НАУК (ДИСЦИПЛИН) на стыке всех наук: психология (менеджмент, маркетинг), химия и физика (технология), математика (бухгалтерия)... часть обществоведения

Поскольку дети нам верят, преподавание неясной науки опасно и вредно. В жизни не может быть все ясно, но наука есть стремление к ясности. Все неясное она оставляет другим: искусству, религии, философии...

Для достижения необходимой ясности экономику следует разделить на две науки и, соответственно, преподавать как два предмета. Науку о собственности – как общеобразовательный предмет. Экономику – как специализированный (профобразование) или как дополнительный (факультатив).

Наука о собственности
(терминоминомика)

В 1991 году меня пригласили читать курс экономики в Новокузнецкий ИПК (тогда еще ИУУ). Через год была создана наша программа учебного курса для общеобразовательной школы "Основы экономических знаний". Это была одна из первых в стране программ для школьников по экономике.

Общеобразовательный курс, над которым я работала совместно с кандидатом экономических наук Репиным Е. Н., построен на основе оригинальных идей, изложенных нами в "Этюдах о собственности". Эти идеи развивают взгляды Л. Мизеса, нобелевских лауреатов по экономике Ф. А. Хайека, Р. Коуза, М. Фридмана, а также ученых из Института Катона (США). В силу этого разработанный курс существенно отличается от традиционных как отечественных, так и западных учебных экономических программ, в основе которых воззрения И. Фишера, Дж. М. Кейнса, А. Маршалла, П. Самуэльсона. По сути это курс науки о собственности, а не о хозяйстве (от отдельного до народного), поэтому называть его экономикой некорректно. Это курс терминомики.

Цель разработки данного учебного курса – сделать достоянием общего образования будущих граждан России науку о поведении людей, конкурирующих за дефицитные ресурсы, науку, объясняющую феномен собственности и государства. Курс построен по принципу: за второстепенным не упустить главного. Он включает в себя только такие темы, невежество относительно которых хронически воспроизводит грубые просчеты, опасные как для невежды, так и для окружающих. Именно по этому критерию программа данного курса является общеобразовательной.

Основные темы изложены в нашей программе. За три года она значительно усовершенствовалась, что видно, например, по Тестам, но структура осталась та же. Это:

Как видно, эти темы традиционно изучаются в рамках экономики. И можно было бы "простить" это неподходящее название (ведь называем мы науку о пространственных отношениях и формах древним словом геометрия), если бы в экономике метафоры не понимались бы буквально.

Работа над данной образовательной программой идет в ИПК по двум основным направлениям:

1) создание учебного курса "Основ экономических знаний (терминомики)" для 9-11 классов (а в перспективе – с 1 по 11 класс) общеобразовательной школы, оснащенного учебниками, задачниками, контрольными заданиями, методическими материалами для учителя;

2) подготовка учителей для работы по данной программе.

Для учителей, работающих в школе по программе Репиных в НИПК действует постоянный семинар (Репиной Н. А.), где учителя не только разбираются в теоретических вопросах, но и работают над методикой проведения уроков по данному курсу.

С 1993 года учителя, прослушавшие курс Репина Е. Н. и посещающие в НИПК семинар Репиной Н. А., ведут занятия по данной программе в школах Новокузнецка (№№ 4, 79, 102, 26, 62, 101), Сосновки, в Мысках (№№ 1, 8), Междуреченске ( Школа юного менеджера на базе Дворца Творчества детей и юношества). Старшеклассники занимаются научно-исследовательской работой, выступают на школьных конференциях. С 1994 года ежегодно проводятся Олимпиады для учащихся 9-11 классов, в двух последних участвовали дети из специализированных экономических школ.

В октябре-декабре 1994 года по инициативе журналиста Артура Чепкасова на Кемеровском радио был подготовлен цикл еженедельных передач для младших школьников "Экономика в картинках" по сценарию Репиной Н. А. с участием третьеклассников новокузнецкой школы № 101 (классный руководитель Толмачева Н. В.) и Репина Е. Н. Пятнадцать вечеров по четвергам не только дети, но и взрослые с интересом слушали сказки и истории о собственности, рынке, деньгах, ценах, инфляции, спекуляции.

В настоящее время в основном издательским отделом ИПК опубликованы следующие материалы по данному курсу:

Репин Е. Н., Репина Н. А. Основы экономических знаний. Общеобразовательный курс. Программа. Новокузнецк. Издательство "Кузнецкая крепость", 1992.

Тезисы в Сборнике тезисов докладов и выступлений на научно-практической конференции: "Инновационные процессы в образовании: опыт, проблемы, решения" – "Проблемы экономического образования". Новокузнецк. Изд-во НГИУУ, 1993.

Репин Е. Н., Репина Н. А. Тесты к программе общеобразовательного курса "Основы экономических знаний". Новокузнецк. Изд-во НИУУ, 1995. Существует компьютерная версия Тестов (Шехтман В. Е.).

Репин Е. Н., Репина Н. А. Этюды о собственности. Новокузнецк. Изд-во ИПК, 1996.

ЧУРОДЕЙСТВО

В качестве практикума по данному общеобразовательному курсу "Основы экономических знаний" можно рассматривать разработанный Н. А. Репиной уникальный игровой эксперимент "Чуродейство", не имеющий аналогов в мире (Чур – славянское божество границ и межей).

К настоящему моменту проведено три игровых эксперимента по моделированию процесса инфляции и выхода из нее.

Первый игровой эксперимент под условным названием "Ежики в тумане" (пионерский лагерь "Солнечный", г. Кемерово, смена "Бизнес и дети", 6-13 августа 1994 года) показал, что без специальной подготовки и будучи во многом предоставлены самим себе, старшеклассники строят экономическую систему до боли похожую на нашу современную российскую. Выйти из инфляции между тем не удалось скорее из-за недостатка времени, чем знаний и умений. Было бы больше времени – разобрались бы.

Второму эксперименту, названному "Вышел ежик из тумана" (база отдыха "Звездочка", г. Междуреченск, 3-12 января 1995 года), предшествовала серьезная подготовка основной группы участников – одиннадцатиклассников Мысковской элитной школы (среди них были и участники первой игры), которые теоретически проработали модель рынка и проблему инфляции. В результате на первом этапе данного эксперимента удалось смоделировать рынок при государственной монополии на эмиссию денег и раскрутить инфляцию. Затем была проведена глубокая рефлексия и проработана программа выхода из инфляции (реформация), после чего (на втором этапе) была создана безинфляционная модель рынка с частными деньгами.

Третий игровой эксперимент – "Ежу понятно" (летняя школа в детском лагере "Чайка", г. Мыски, 20-28 июня 1996 года) – показал, что сценарий моделирования процесса инфляции и выхода из него в принципе отработан. Хотя по подобному сценарию можно моделировать и другие общественные процессы: приватизацию, варианты налоговых систем, проблемы безработицы и т. д.

Эксперимент помогает детям актуализировать и закрепить знания о границах собственности и способах их изменения, полученные на уроках, а также способствует формированию важнейших качеств, связанных с имущественными отношениями – ответственности за свои поступки, действия.

Создавая в игре свое общество с определенными имущественными отношениями, дети получают представление о способах обогащения, приходят к пониманию множественности ролей в этом мире, необходимости выбора собственной роли и принятия на себя адекватной ответственности. Участники игры имеют возможность попробовать себя в разных ролях: предпринимателя, менеджера, наемного работника, безработного, нищего, государственного деятеля... Причем, выбрать себе роль, почувствовать себя в этой роли, сыграть ее и попытаться сменить при желании.

Мы не торопимся, следуя мысли философа о том, что хромой, идущий по верной дороге, скорее достигнет цели, нежели атлет, бегущий по неверной. Мы ждем понимания.

Н. Репина,
старший преподаватель НИПК,
учитель Мысковской школы № 8


Сноски

1 Речь не идет о "предпринимателях", которые "доят" государство. обратно
2 Автору приходилось встречаться с людьми, которые утверждали, что хотят жить при тоталитаризме. обратно